Замена регулятора холостого хода на ВАЗ 2108, 2109, 21099
Регулятор холостого хода (сокращенно РХХ) служит для поддержания устойчивых оборотов двигателя на холостом ходу, а так же для ускоренного прогрева двигателя и снижения износа во время его прогрева. Регулятор холостого хода находится в дроссельном узле, слева, если смотреть на двигатель:
Регулятор холостого хода состоит из трех основных деталей: шаговый электродвигатель, пружина и шток с конусной иглой на конце. Работает он следующим образом. В дроссельном узле имеется канал, который идет в обход дроссельной заслонки. Во время работы двигателя с датчика оборотов коленчатого вала на контроллер приходит сигнал о количестве оборотов коленчатого вала в минуту. Исходя из этих показаний контролер принимает решение о том, насколько открыть или закрыть проходное сечение обходного канала, и отсылает команду на регулятор холостого хода. А регулятор в свою очередь выдвигает или втягивает шток с иглой, тем самым регулируя проходное сечение.
К основным неисправностям регулятора можно отнести:
- двигатель на холостом ходу работает неустойчиво или не заводится, если не нажата педаль акселератора (это говорит о том, что игла полностью перекрыла канал)
- обороты прогретого двигателя самопроизвольно повышаются или понижаются (не путать с режимом прогрева двигателя)
- двигатель останавливается при выключении передачи
- при запуске холодного двигателя обороты не повышаются
- при включении мощных потребителей электроэнергии (печка, освещение и т.п.) падают обороты холостого хода
Замена РХХ производится достаточно просто. Сначала необходимо отсоединить провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи. Далее отжать пластмассовую защелку и отсоединить колодку с проводами от регулятора холостого хода, установленного на дроссельном патрубке:
Теперь отворачиваем два винта крепления и снимаем регулятор с дроссельного патрубка. Здесь может возникнуть небольшая сложность — винт, находящийся ближе к ресиверу (на рисунке ниже этот винт справа)
труднодоступен и может выпасть при откручивании. Советуем сначала открутить винт слева, а потом, слегка потянув регулятор на себя, откручивать винт справа. В итоге, при извлечении регулятора винт останется во фланце.
Устанавливаем датчик в обратном порядке. Для облегчения монтажа необходимо смазать уплотнительное кольцо моторным маслом.
После установки необходимо, чтобы ЭБУ (электронный блок управления) откалибровал регулятор холостого хода (это произойдет автоматически): одеваем клемму аккумулятора, включаем зажигание, не заводя двигатель, на 5-10 секунд. Выключаем зажигание. Калибровка завершена, автомобиль готов.
Обратите внимание, что электронный блок управления не производит калибровки регулятора холостого хода, если клемму аккумулятора не отсоединять.
Всё изложено профессионально и понятно, без излишних и ненужных фраз
Отличная статья, правда я добавил бы ссылку на снятие заслонки, потому что открутить правый болт не проблема, а вот в резьбу вставить его обратно нереально без снятия
Двигатель работает хорошо, но на регулятор не идет сигнал с эбу. проводка целая. возможно такое при чиповки эбу?
ваз 2114 1,5л 2005г. всё понятно и спс за подсказку с трудностями извлечения винтика. использовал магнитный коротыш и всё успешно поменял.
Скажите а куда подключить трубку которая находиться рядом с рхх?
Евгений, вопрос непонятен. Все подключается туда, от чего отключалось. Или у Вас что-то лишнее осталось?
Большое спасибо за статью. Всё точно и чётко описано. Выполнил замену датчика самостоятельно. Всё получилось.
Я так понимаю, в самом последнем абзаце как раз таки вся соль и изложена 😉
На СТО поменяли РХХ, но не отсоединили клемму, машину все равно колбасит. Буду делать сам. Спасибо!!!
Все понятно,только вот,как-же этот правый винт обратно вставить,мучался …так и не вставил,закрепил на один и поехал на СТО ,может там помогут.
Сменил три регулятора :), не зная о калибровке. Спасибо!
Легко и просто,даже винтик не уронил а отвертку намагнитил от генератора.